Оперативное использование деконцентрации

Аутогенная тренировка и ее гетеросуггестивные варианты весьма эффективны для постстрессовой и постэкстремальной реа­билитации, а биообратные связи - на стадии превентивной подго­товки к работе в особых условиях. Зоной же наибольшей эффектив­ности дКВ является ее оперативное использование.

Следует различать оперативное использование дКВ для полу­чения значимых результатов деятельности и компенсацию небла­гоприятных состояний. При этом дКВ может использоваться и как самостоятельный прием, и как фрагмент более сложной психотех­ники.

ДКВ результативна при работе с большими объемами инфор­мации и при необходимости выявления слабых и скрытых призна­ков. Здесь мы имеем дело со значимым результатом использования техники дКВ, способствующей возникновению специфических на­выков, с трудом достижимых с помощью других техник. Эти особые навыки формируются в ходе кропотливой работы и подробно опи­саны в разд. 3.3. Методики деконцентрации применялись нами при подготовке различных профессиональных групп, для которых ис­полнение прямых обязанностей и безопасность работы были связа­ны с выявлением в окружающей среде скрытых угроз (охранники-телохранители, формирования, предназначенные для деятельности в экстремальных условиях и др.).

ДКВ может использоваться в качестве средства компенсации и преодоления состояний, препятствующих деятельности. Речь идет и о преодолении усталости, монотонии и прочих родственных состоя­ний непосредственно в ходе работы оператора (в этом случае фраг­мент дКВ, введенный в циклограмму работы, просто прерывает дальнейшее развитие нежелательного состояния), и о подавлении противоположных состояний - гиперактивности, напряженности и страха (равномерное распределение внимания разрушает в созна­нии все организованные структуры, в том числе паттерны этих со­стояний).

Конечно, эффективное оперативное применение дКВ возможно лишь при условии предварительного тщательного овладения прие­мами дКВ. Критерием, подтверждающим овладение приемом, явля­ется существенное увеличение скорости просчета чисел на дву­цветных числовых таблицах при осуществлении дКВ.

Среди операторских профессий, наиболее предрасположенных к использованию дКВ, следует отнести операторов энергопредприя­тий, где проблемы подавления нежелательных состояний и обеспе­чения адекватной реакции на нештатные ситуации всегда стояли очень остро. Как показал опыт, для этого контингента дКВ пред­ставляется наиболее желательным приемом, поскольку его можно использовать непосредственно в процессе работы, в том числе и при возникновении разного рода эксцессов.

Следует отметить также и те виды деятельности, которые про­текают в необычных средах или условиях (космонавты, летчики, подводники), чреватых провокацией измененных состояний созна­ния. Такого рода состояния сравнительно легко прерываются в на­чальных стадиях с помощью дКВ. Естественно, глубокие и стабиль­ные ИСС вряд ли можно преодолеть, используя простые приемы дКВ, хотя именно с дКВ начинаются некоторые методики обеспечения самоконтроля в ИСС.



Пожалуй, один из самых ярких и демонстративных примеров оперативного использования дКВ - различные методики обучения скорочтению. Все эффективно работающие программы по обучению быстрому чтению - от простого увеличения скорости в несколько раз до панорамного чтения - в качестве главного приема, резко расширяющего возможности переработки больших объемов инфор­мации, используют переход от последовательного поэлементного восприятия к параллельному. По сути дела, здесь используется уже описанный выше прием дКВ - взор фиксируется на одном из эле­ментов поля зрения (зеленая точка в центре страницы, реальная или воображаемая вертикальная полоса по центру страницы, вдоль которой рекомендуют перемещать взор и т.д.), а внимание распре­деляется по всему полю зрительного восприятия. Замена последо­вательной переработки информации на параллельную обеспечива­ется подавлением внутреннего проговаривания текста. После по­давления внутренней речи значения слов привязывается не к их звучанию, а к их виду и дКВ становится возможной по всему про­сматриваемому массиву слов.

С этой методикой сходна и так называемая киностимуляция, использовавшаяся одной из ранних психотехнологий – суггесто-кибернетического метода интенсивного обучения иностранным язы­кам и различным навыкам интеллектуальной работы А.Петрусинского. Один из ее вариантов: обучаемым на экране демонстрирова­ли вращающиеся страницы англо- {немецко-, французско- и т.д.)-русского словаря с постепенным смещением страницы. Ритм вра­щения исключал прочтение выражения и его перевода. Тем не менее, через сравнительно короткое время практически вся информа­ция, заключенная в воспринимаемом кадре, начинала осознаваться и запечатлевалась в памяти. Причина эффективности понятна - киностимуляция провоцировала состояние дКВ, позволяющее вос­принимать всю визуальную информацию, запечатленную в совокуп­ности кадров, а многократное (около сотни раз) повторение способствовало консолидации воспринятых следов в долговременной памяти. Методики, являющиеся в какой-то мере продол­жением упомянутой выше методики, можно встретить на видеокас­сетах и компакт-дисках фирмы «Интеллект», где используется по­хожий прием кратковременной экспозиции строчек текста, распо­ложенных под углом друг к другу и подлежащих запоминанию.


3104332683687769.html
3104422158382301.html
    PR.RU™