ЛЕЕРНЫЕ УСТРОЙСТВА

Яхтсмену в море грозит большая опасность упасть за борт. Во избежание этого он должен при всех обстоятельствах соблюдать ряд мероприятий по обеспечению безопасности при обслуживании палубного оборудования. К ним прежде всего относится леерное устройство. В настоящее время леерное устройство обязательно только для крупных яхт и яхт, принимающих участие в морских гонках. Необходимо, чтобы леерное устройство непременно было на всех яхтах, совершающих плавания по морю.

Экипаж морской крейсерской яхты сначала привыкает выполнять все работы на палубе в согнутом положении, чтобы центр тяжести тела опускался как можно ниже. Такая «обезьянья походка», особенно во время хождения из кокпита к баку и назад, помогает избежать ранений и ушибов при всевозможных падениях в качку. Предписанная минимальная высота леерного устройства не соответствует полному росту и предусмотрена 60 см для средних и 50 см для небольших морских крейсеров, достигая только высоты колена. Простое леерное устройство, при котором можно поскользнуться и упасть под поручни, не отвечает требованиям безопасности. Поэтому, чтобы предотвратить падение, под него между фальшбортом и леером должен быть натянут промежуточный леер, который находится на расстоянии не более 30—40 см от фальшборта и от верхнего леера (поручня).

В то время как для профессионального судоходства высота леерного ограждения и расстояние между промежуточными леерами точно определено пароходными компаниями, для парусного спорта еще нет соответствующих указаний. Высота леерного ограждения колеблется между 21 и 42 см, смотря по тому, идет ли речь о пассажирских или торговых пароходах. Леерные стойки у судов профессионального пароходства должны отстоять друг от друга максимум на 120 см.

Леерное ограждение выполняет свое назначение лишь в том случае, если оно прочно связано с корпусом или палубой. В качестве передней точки крепления леерное устройство имеет изготовленную из стальных или дюралюминиевых труб носовую раму, которая должна быть сделана по форме носа яхты и не напоминать собой багажную клеть. Если носовая рама несколько выступает вперед и возвышается над леерами, то она является надежной защитой для шкотового, работающего на баке перед штагом. Носовая рама и леерные стойки должны прочно и надежно укрепляться, чтобы противостоять внезапным нагрузкам.

Рис. 237. Высота, форма и крепление леерных стоек весом около 1, 1 кг. Канатный поручень (леер) закладывается в верхние губки, выполненные в виде когтей, и поэтому может быть полностью снят и освобожден от крепления на носовой и кормовой леерных рамах. Такая стойка пригодна для крепления промежуточного леера, так как к ней сбоку приварены губки; однако если леер пропускается через кольцо леерной стойки, стальная часть не может быть снята из-за заплетенных на концах огонов с коушами

Хорошо себя оправдали стальные уголки, которые настолько прочны, что при боковой нагрузке на судно противостоят растяжению наружу, а также сжатию внутрь и наоборот (рис. 237). Чем большую жесткость придают стальные уголки леерным стойкам, тем больше надежность, поэтому опора стойки должна соединяться с палубой так, чтобы воспринимать, и передавать большую нагрузку. Хорошо иметь кормовую леерную раму, однако можно обойтись и без нее. Например, у одномачтовых яхт вряд ли есть необходимость в проведении палубных работ на корме.



В качестве задней точки крепления леерного устройства пригоден постоянно укрепленный П-образный сектор, который находится сзади рулевого. Если этого сектора нет, то промежуточный и основной лееры крепятся за прочно установленную на корме оковку. Леерное ограждение благодаря натяжению леерных канатов и закруглению палубы в продольном направлении несколько наклонено внутрь от бортов; эта особенность позволяет леерам оказывать сильное пружинящее действие внезапным нагрузкам, направленным большей частью наружу. Леерные стойки расположены друг от друга примерна на расстоянии одного метра. Чем больше расстояние между ними, тем сильнее они нагружаются.

Рис. 238. Леерное ограждение, состоящее из большого числа леерных стоек. Стойки связаны друг с другом верхним поручнем сверху и промежуточным канатом посредине высоты стойки. Впереди поручни закреплены за носовую леерную раму, сзади — с помощью скоб за кормовую раму

Если на леер надеть трубку из пластмассы, выкрашенную в белый цвет, то за него удобнее браться. Кроме того, леер хорошо виден ночью. Тому, кто делает леерное устройство, необходимо подумать о том, чтобы трубку натягивать не через коуш, а перед заплеткой троса. Так как в трубке может накапливаться морская вода, опасность разрушения для каната очень велика. Поэтому перед натягиванием трубки канат рекомендуется хорошо просмолить, а перед каждым парусным сезоном тщательно проверить.



Во время крейсерских плаваний и продолжительных морских гонок на леерное ограждение можно натягивать тент, располагая его по обе стороны кокпита от палубы до верхнего леера. Тент препятствует попаданию брызг воды в кокпит и способствует удобному размещению вахты.

Трудно объяснить, почему в прошлом установка леерного устройства (рис. 238), являющегося теперь обязательной составной частью палубного оборудования на всех крейсерских яхтах мира, не была обязательной, несмотря на многочисленные несчастные случаи падения людей за борт. Раньше пользовались только штормовыми леерами, а также предохранительными поясами, которые в настоящее время применяются на крупных яхтах как дополнение к леерному устройству.


3102255780135340.html
3102276326693466.html
    PR.RU™